Роль женщины в традиционной культуре шорцев

В культуре каждого народа женщина занимает очень важное место, культура шорцев не исключение. Женщина-шорка – это не только любящая супруга и заботливая мама, но и отличная хозяйка, способная выполнять почти любые задачи. Круг её повседневных обязанностей был весьма обширен, на нее возлагалась вся тяжесть домашней работы: она обрабатывала кожу, шила обувь и одежду, вязала неводы и ловила рыбу, занималась сбором дикорастущих растений и земледелием.

Кроме того, с древних времен женщина играла главную роль в существовавших семейно-родовых верованиях, именно она была сведуща в подробностях проведения разных обрядов, знала особые заклинания, приготавливала священные предметы. Духи-хозяева гор, реки, огня, часто представлялись в образе женщины. Также были распространены женские олицетворения духов-покровителей домашнего очага «орекеннеров» (в переводе «орекен» означает старуха). Семейно-родовые духи-покровители передавались по женской линии. Выходя замуж, каждая женщина получала этих духов-покровителей от своей матери. Шорцы верили, что только с «орекеннерами» женщина может чувствовать себя в безопасности в новом доме. Считалось, что духи-покровители способны обеспечить благополучие семьи, детей и скота, поэтому женщина заботилась и задабривала их маслом и кашей.

После появления ребенка одной из главных задач женщины была его защита от злого духа «айна», который как считали шорцы, с самого момента рождения начинал выслеживать ребенка, чтобы забрать его душу. Приготовленную для ребенка люльку окуривали горящими углями и зажженным можжевельником «арачын», чтобы выгнать запрятавшегося в нее «айну». В низовьях р. Мрас-су зыбки русского типа привешивали к крюку потолка при помощи ключицы глухаря или гуся, чтобы ребенок спал крепче.

Фотография «Шорка», первая половина XX в.

Главными работниками в полях были женщины, не смотря на то, что земледелие у шорцев практиковалось в незначительном объеме, данная работа в условиях горной тайги требовала хороших навыков. Сеяли в большей степени ячмень и коноплю.

Женщины участвовали во всех этапах работы при выращивании ячменя – от обработки земли и засеивания до изготовления при помощи ступы и песта поджаренной муки – «талкана».

Значительным пищевым подспорьем при слаборазвитом земледелии для шорской семьи было собирание дикорастущих растений – корней сараны и кандыка, ягод. Собирательством занимались женщины.

Важное значение имело выращивание конопли, из которой получали волокна, используемые в прядении и ткачестве.

Для очищения подготовленных волокон от костры (жесткой части стебля) пользовались деревянными трепалами «кылыш», имеющими форму ножа, а в качестве инструмента для прядения шорцы использовали вырезанные ножом веретена двух типов: со съемным пряслицем и цельные.

Духи-покровители «орекеннеры», конец XIX- начало XX в.

Ткачество производилось при помощи горизонтального ткацкого станка с одной нитченкой и основоразделителем, приводимым в движение руками.

Из полученного холста изготавливали одежду — женские и мужские рубахи «кунек», халаты «шабыр», штаны «штан».

Женщины стремились украсить свою одежду вышивкой цветной нитью, пуговицами из перламутра, раковинами каури, которые выполняли функцию оберега.

По берегам р. Кондомы, в местах контакта шорцев и телеутов, женскую рубаху украшали изготовленным вручную воротником – стойкой из сукна красного, синего, зеленого цветов, по периметру обшитого тесьмой. Он по воззрениям шорцев оберегал женщину от злых духов.

Эту же функцию выполнял накосник «чач поош» с бусинами и раковинами каури.

Люлька русского типа, начало XX в.

Шорцы никогда не брали женщин на охоту. Существовали определенные запреты на их участие в промысле. Однако ловля рыбы небольшими неводами, сачком и добывание мелкой рыбы из-под камней — были занятием исключительно женщин и детей.

В 1887 г. известный археолог, этнограф и публицист, член Императорского Российского географического общества А. В. Адрианов писал о занятиях черневых татар (шорцев) следующее: «Можно подразделить на занятия собственно домашние, которые производятся почти исключительно женщинами, и земледелие и промыслы (ореховый, звериный) и пчеловодство. Домашние занятия заключаются в уходе за скотом, добыче и приготовлении материала для одежды и обуви и шитье последних, в выделке посуды и множестве различных мелких работ по хозяйству. Все эти многосложные занятия целиком лежат на плечах женщины. Мужья по дому почти ничего не делают, кроме построек, он не наколет дров, не принесет воды, предпочитая сидеть с трубкой в зубах или ездить по гостям, принимать их у себя, беспечно пить водку, которую должна насидеть также женщина».

Фотография «Обжаривание и перемалывание ячменя», конец XIX- начало XX в.

К словам А. В. Адрианова можно относиться по-разному, тем не менее, всё, чем занималась женщина, без сомнения, имело большое значение как для каждой отдельной шорской семьи, так и культуры автохтонных жителей Кузбасса – шорцев в целом.

В выставке представлены предметы из шорской этнографической коллекции Новокузнецкого краеведческого музея.

Назад

Другие выставки