«День чайных покупок»
20 июня – «День чайных покупок» – прекрасный повод рассказать о чае и предметах, которые с ним связаны!
Обычное чаепитие можно превратить в настоящую церемонию, если заваривать чай правильно. Но прежде, чем чай покупать, с ним надо познакомиться. Открыть жестяную коробку и, осторожно вдохнуть, почувствовать аромат. Чай, знаете ли, разный бывает, как и люди. А понюхать – это почти как протянуть руку и сказать: «Привет». А уж после того, как поздороваетесь, и он вам ответит, будет ясно, ваш это чай или нет. Иногда с первого раза бывает непонятно. Берешься тогда за другую банку, потом еще одну — попробовать. Оглянуться не успеешь – в руках с десяток пакетов чая разного сорта. Зато счастья потом – надолго. Ведь вместе с каждым чаем в дом приходит новое маленькое счастье!
Чай появился в России в XVII веке, важнейшими традиционными русскими напитками дочайной эпохи были так называемые взвары (узвары, взварцы). Так назывались отвары из трав, листьев, соцветий и ягод, которые собирали и сушили на всей территории России. Для каждого региона набор определялся особенностями местной флоры.
Помимо взваров, на Руси пили сбитень и квас, которые сосуществовали в качестве основных национальных русских напитков вплоть до начала ХХ века.
Сбитень — горячий напиток на основе меда и пряностей (чаще всего — имбиря, шалфея, зверобоя, корицы и мускатного ореха). Готовили его в самоварах.
Рецептов сбитня было столько же, сколько сбитенщиков. Известны случаи, когда его варили и вовсе без меда — на основе патоки и шафрана.
Квас был главным холодным русским напитком. К началу XIX века существовало более 1000 рецептов, включая квасы вишневые, на различных травах и их комбинациях, малиновые, клубничные, яблочные, грушевые, медовые, на изюме и так далее.
Наконец, не стоит забывать и про огромное количество киселей. Например, большой популярностью пользовался белый кисель с молоком.
В Россию чай попал из Китая, который долгое время оставался монополистом в поставках чая на мировые рынки и держал технологии его производства в секрете. В 1638 году чай привезли ко двору царя Михаила Федоровича в качестве подарка. Правда, до конца XVII века его употребляли в России только как лекарство. Чем же «китайская трава» привлекла русских царей и почему распространилась в России? В первую очередь, по достоинству был оценен бодрящий и тонизирующий эффект от заваренного крепкого чая. Была замечена и лекарственная польза напитка — он успокаивает боли в желудке, нормализует давление, очищает организм от вредных веществ.
На русском рынке знали два вида чая: караванный (он же кяхтинский), который везли сухопутными маршрутами по Великому чайному пути, и кантонский: он вывозился из Китая морем и уже через Европу попадал в Россию. Название «кяхтинский» у чая появилось благодаря крепости Кяхта на территории современной Бурятии, которая стала одним из форпостов русской торговли с Китаем. Самым ходовым товаром в обмен на чай была пушнина, или, как ее тогда называли, «мягкая рухлядь».
Возить чай было опасно: по пути караваны часто грабили так называемые чаерезы. В отличие от других товаров — фарфора, сукна, которые можно было детально описать и потом отследить, — след чая после пересыпки в новую тару бесследно терялся, и поймать грабителей было практически невозможно. По этой причине крестьяне-сибиряки, нанятые купцами для перевозки чая, собрались в большие группы, чтобы была хоть какая-то возможность отбиться от грабителей. Даже в 1880-е годы многие подрядчики, узнав, что везти им предстоит чай, отказывались от опасного груза. Тем не менее, несмотря на все опасности, поставки чая в Россию стремительно росли. К концу XVIII века они составляли 30 % всего русского импорта из Китая, а к середине XIX века — уже 90 %.
Чай стал важным источником формирования целых торговых династий и финансовых империй — Боткиных, Перловых, Высоцких, Вогау, Поповых, Сабашниковых и так далее. У истоков распространения чая и чайной культуры в нашей стране стояла династия Перловых. Заработанные на чае деньги перетекали в другие сферы торговли и промышленности, становились частью капитала для страховых фирм и банков.
Сначала привозились дорогие сорта, и чай был в прямом смысле «на вес золота». Купец И.С.Конюхов в «Кузнецкой летописи» в 1867 г. вспоминал: «От родителей своих я слыхал, что прежде в Кузнецке чай только имели в двух лучших домах у чиновников: да и те чаи употребляли не всегда, а всегда употребляли траву, называемую белоголовником».
Но в конце XIX века бюджетные сорта чая стали неотъемлемой частью жизни каждого дома. Перловы «удешевили» чай за счет прямых поставок продукта из Китая и закупки напрямую в Кяхте. Так, быстро завоевав популярность у простого народа и в то же время сохранив качество, чай стал не только любимым русским напитком, но и одним из символов России. К концу XIX века в Москве, а потом и в других городах появились сотни чайных магазинов, открывались самоварные фабрики, развивалось кустарное производство мелких чайных изделий — заварочных чайников, стаканов с подстаканниками и прочих деталей для заваривания чая.










Во второй половине XIX века появились обычаи, связанные с чаепитием, и поговорки: «дать на чай» — характеризует особую щедрость человека, потому что чай был дорогим удовольствием; «чаи гонять» — передает пристрастие русского человека к долгим застольям за самоваром и постоянным чайным посиделкам.
Помимо трактиров и прочих трапезных мест, открывались чайные — заведения, где «пели» огромные самовары, а посетители распивали горячий чай, сидя на лавках за длинными общими столами. К началу XX века Российская Империя по праву заслужила звание «чайного государства», поскольку количество чая, употребляемое на душу населения в нашей стране, было наиболее внушительным. Без чая не обходился ни один прием пищи — чай пили за завтраком, за обедом, вместо полдника, не говоря уже о более длительных и многолюдных вечерних застольях, когда за столом собиралась вся семья. Обилие на столе сдобных булок и сладостей позволяло чаепитию заменить традиционную трапезу, тем более, что посиделки с чаем всегда проходили весело и оживленно.
Главной характеристикой русских чаепитий являются душевные беседы. Например, японская чайная церемония проводится в молчании, а англичане пьют чай строго по этикету, который также не подразумевает громких и веселых разговоров. А чайные посиделки в России по праву можно считать самыми теплыми, искренними, эмоциональными. За чашкой чая гости всегда могут излить душу, а в былые времена важные вопросы всегда решались за самоваром, начиная бытовыми семейными делами и заканчивая принятием важных решений на государственном уровне.
Вскоре после появления чая в обиходе появилось еще одно расхожее выражение «пить чай по-купечески», что означало богато накрытый стол и угощение гостей всеми доступными яствами. Чай пили медленно, не спешили расходиться, поэтому каждый гость оставался доволен и трапезой, и застольной беседой. Недаром в сказках гостей, вступавших на порог дома, первым делом должны были «накормить-напоить» с дороги.
В наше время историю русских чаепитий не забывают, даже наоборот, стараются возрождать — до сих пор выпускаются самовары под стать старинным экземплярам, открываются кафе, выполненные в национальном русском стиле, пользуются спросом чайные предметы быта «под старину».
Самый вкусный чай получается в комбинированном или электрическом самоваре.
Изучение традиций нашей страны помогло сформировать подробную картину того, как проходило традиционное русское чаепитие, как выглядели столовые предметы, каким образом сервировали стол и подавали блюда.
Прежде всего, стол накрывался скатертью — обычной на каждый день или нарядной, праздничной. На стол водружали закипевший самовар и чайник с заваренным чаем.
Наши предки отмечали, что самовар был музыкальным — при закипании он начинал «петь», а потом уже бурлить кипящей водой, и внимательная хозяйка всегда знала, когда вода в самоваре готова для заварки чая. Самовары были медными, покрытыми латунью, а в зажиточных домах — расписными, украшенными позолотой.
Разливала чай обычно хозяйка — иногда в чашки, а в узком семейном кругу — в блюдца. Заварник с чаем накрывался тряпичной чайной куклой, которая украшала его и берегла тепло. Называлась такая чайная грелка «баба на чайник» — она могла выполняться в виде куклы, матрешки, берегини или другого сказочного персонажа.
На стол для дорогих гостей выставлялся фарфоровый или фаянсовый сервиз, представляющий собой комплект из сахарницы, тарелочек для пирога, чайных чашек с блюдцами.
Чайный сервиз. Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. 1970-е гг.
Чайный комплект. Прокопьевский фарфоровый завод. Автор: Прочко А.И., Прочко В.И. Начало 1980-х
На стол обязательно ставилось угощение — какое именно, зависело от достатка семьи. Это были пироги, блины, сдобная выпечка, баранки и бублики, калачи, сушки, варенье, ягоды, орехи, восточные сладости. Богатые семьи могли похвастаться редкими дорогими сортами чая, предназначенными для гостей, а в крестьянских избах чай для экономии разбавляли травами, яблоками, мятой, листьями смородины и вишни. К столу обязательно подавали колотый сахар, иногда его заменяли медом.
История появления чая в России оказалась насыщенной и увлекательной. Этот напиток быстро завоевал сердца россиян и стал неотъемлемой частью их культуры, символом гостеприимства и дружбы.
Представлены предметы из фондов Новокузнецкого краеведческого музея.