«День солнечных зайчиков»
А знаете ли вы, что 21 июня – День солнечных зайчиков.
У каждого солнечного зайца есть темная лиса, которая ждет его в тени нашей ладони, как раз там, где мы держим зеркальце. Зайцы – они ведь непоседы длинноухие. Выскочат из своей зеркальной норы – и только успевай за ними взглядом. А пока длинноухие резвятся, лисы караулят у самого входа. Только замешкался заяц, лиса хвать его загребущей лапой. Да только как ни быстра лиса, заяц все шустрее оказывается. Вот такие вечные солнечные догонялки.
Маленькие лучи солнца, играющие на поверхности зеркал, создают магическую атмосферу и заставляют улыбнуться всех, кто видит это шоу. Но откуда у зеркал эта способность притягивать солнечные лучи и превращать их в весёлых зайчиков?
История появления зеркал уходит далеко в века. Считается, что первые зеркала из обычного стекла, отражающего свет, были сделаны еще в древности. Они использовались не только для отражения изображения, но и для ритуальных целей, обращения к богам и проведения магических обрядов.
С течением времени и развитием технологий зеркала стали получать новые свойства и возможности. И появилась та загадочная способность притягивать солнечные лучи и игриво отражать их в виде зайчиков. Некоторые ученые утверждают, что это особенность материала, из которого изготовлены зеркала, другие связывают это с магическими свойствами, применяемыми при их производстве. Однозначно ответить на вопрос, где и когда появилось зеркало, невозможно.
Первым «зеркалом» для человека стала водная поверхность. В безветренную погоду в стоячей воде (пруд, озеро) облик человека отражается достаточно чётко. Об этом рассказывают мифы и легенды, например, о самовлюблённом Нарциссе. Образы, отражающиеся в воде, возможно, послужили основанием и для появления мифов о русалках, водяных и душах утопленников, которые встречаются в литературе разных стран.
На вопрос, в каком году появилось зеркало, археологи отвечают следующим образом. Первые прототипы зеркал, изготовленные человеческими руками, которые дошли до наших дней, найдены на территории Турции. Это куски обсидиана, прошедшего полировку, возраст их оценивается в 7500 лет. Аналогичные находки, обнаруженные на территории Египта, датированы четырёхтысячным годом до н.э. Там же археологи нашли полированный селенит и металлы в разных сочетаниях, используемые для изготовления зеркал, которые требовали постоянной полировки. Найдены образцы, изготовленные из бронзы и горного хрусталя, серебра и камня. Металлические изделия изготавливали круглыми, подражая солнцу, и наделяли их значительным числом способностей магического характера. Например, воины брали подобные зеркала на битву, считая их способными отразить смерть, что нашло отражение в текстах легенд и мифов. Самый знаменитый повествует о Персее, зеркальный щит которого позволил обратить в камень Горгону. Пример второй: легенда о том, как Архимеду, знаменитому изобретателю, в ходе осады Сиракуз удалось сжечь зеркалами римский флот.
Рассуждая, когда появилось первое зеркало в древнем Риме, учёные называют I век до н.э. Здесь научились соединять пластинку из свинца со стеклянной пластинкой. Однако изобретение появилось в период упадка империи, поэтому было утрачено. Сыграло свою роль и стремительно распространявшееся в Европе христианство, где зеркала были отнесены к изделиям бесовским и греховным.
Много находок сделано в Китае. Здесь уже в 500 году н.э. освоили изготовление разноразмерных зеркал с применением ртутной амальгамы. По мнению ряда исследователей, китайские зеркала конца первого тысячелетия до н.э. являются прототипом зеркальных блях, которые являются частой находкой на территории русского Севера и Западной Сибири. На протяжении более двух тысяч лет бляхи сохраняли круглую форму в сочетании гладкой или заполированной стороны с оборотной орнаментированной, а также характерный выпуклый бугорок со сквозным отверстием для крепления шнуром к поясу. До середины I тыс. н. э. на бляхах сохранялся китайский орнамент, представленный фигурами животных, растительными узорами. Адаптировавшись в местные культуры, сохранив форму, они сменили функцию и декор. В Западной Сибири круглые бляхи использовались как украшения одежды, подношения духам. Символика китайского календаря на орнаментированной стороне сменилась сюжетами абсолютно далекими от первоисточника. В фондах Новокузнецкого краеведческого музея хранятся бляшки — «зеркала»
Следующий способ изготовления зеркала был описан в 1279 году Джоном Пекан – на обычное стекло наносили очень тонкий слой свинца. Позже применяли другой метод – между двумя листами бумаги помещали фольгу из олова, покрытую ртутью, сверху накладывали стекло, после чего аккуратно извлекали бумагу. В то время лучшими считались венецианские зеркала. Они стоили невероятно дорого, поэтому Венеция всеми способами старалась сохранить тайну их изготовления.
Знаменитые венецианские зеркала изготавливались в коммерческих целях, причём вплоть до середины XVII столетия мастерские по производству этих изделий существовали только на территории Венеции, на острове Мурано. Венецианским мастерам, которые занимались в тот период производством зеркал, строго запрещалось покидать пределы своих кварталов, чтобы технология создания зеркал не распространилась по европейскому континенту. Лишь в 1663 году королю Франции Людовику XIV удалось основать несколько мастерских по изготовлению зеркал в Турлавиле. Зеркальные мастерские были построены и в английском Воксхолле. В них создавали зеркала для короля Карла II.
В отличие от Европы, в России зеркала считались дьявольским изобретением. В 1666 году православная церковь запретила их использование священникам. С этого времени и появилось много суеверий в отношении зеркал. Разбитое зеркало, например, было признаком невезения в течение семи лет. Вот почему сломавший или разбивший его человек сначала приносил извинения за неуклюжесть, а потом должен был похоронить осколки согласно всем ритуалам.
При Петре Великом в Москве, на Воробьевых горах, возвели «амбар каменный и длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины». Пришло время и России делать свои зеркала. Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит. Богатые люди как дань моде собирали достаточно крупные коллекции «зерцал». Царственные особы, к примеру царевна Софья, позволяли себе одаривать этими изящными драгоценными предметами приближенных.
В первой половине XIX века зеркало уже является неотъемлемым предметом интерьера дворянских домов. В то время производство зеркал было очень вредным из-за паров ртути, которую содержала амальгама (только в середине XIX в. ртутную амальгаму заменила серебряная), весьма трудоемким и длительным. Все это существенно влияло на стоимость зеркал.
Настенные зеркала изготавливались в вертикальном или горизонтальном формате, могли иметь длину более 1 м. или, наоборот, были миниатюрной длины (15-20 см.). Очертания настенных зеркал тоже были разными (строгие прямоугольные или с причудливо изогнутыми линиями).
Дизайн зеркал очень долгое время находился под влиянием стиля рококо. Большие зеркальные полотна чаще всего были составными, а зеркала, принадлежащие к XVIII столетию, были цельными, но имели малую толщину.
С началом ХХ века зеркала потеряли свою экзотику и стали привычным предметом домашнего обихода. В Советском Союзе зеркальная промышленность была практически создана заново, и к середине ХХ века уже выпускала широкий ассортимент зеркал: галантерейные — карманные, сумочные, дорожные, настольные, ручные и зеркала для бритья; мебельные — настенные, напольные, а также технического назначения.
Стоит отметить, что на протяжении долгого времени зеркала используются не только как предмет интерьера. Зеркала широко применяются в оптических приборах: телескопы, лазеры, зеркальные фотоаппараты, объективы, бинокли, перископы, псевдоскопы и др.
Зеркала не обошли стороной и сферу медицины. Каждый, кто хоть раз был у стоматолога, сталкивался со стоматологическим зеркалом — небольшим инструментом, с помощью которого врач осматривает зубной ряд.
А теперь вспомните отоларинголога. Точнее, зеркало, которое закреплено на его голове. Многие даже не подозревают, зачем им такое странное приспособление, но для данной категории врачей этот инструмент, имеющий название «лобный рефлектор», является самым важным, ведь позволяет качественно осмотреть горло, нос и ухо пациента, направив туда свет.
В фондах музея хранится рефлектор Минина («синяя лампа») – прибор для физиотерапии методом теплотерапии. Синюю лампу для лечения повреждений кожи первым в России стал использовать хирург А. В. Минин в 1900 году. При этом он не был пионером ни в светотерапии в целом, ни в применении синего цвета для лечения больных в мире. Направление лечения цветным световым излучением тогда называлось хромопатией.
Зеркала – это не просто предметы мебели и декора, но и важный элемент нашей повседневной жизни. Они помогают нам видеть себя и мир с другой стороны, открывая новые возможности и перспективы. И даже если мы не всегда задумываемся об их значимости, зеркала и солнечные зайчики, выскакивающие из них, остаются неотъемлемой частью нашей жизни, принося радость и удобство, напоминая нам о волшебстве, которое может скрываться даже в самых обыденных вещах.
Представлены предметы из фондов Новокузнецкого краеведческого музея.