Коллекция самоваров

Самовар — символ русского гостеприимства, теплой дружеской беседы за чашкой чая. В крестьянских избах, купеческих особняках, светских салонах самовар звали «крутобоким посудным царем», а в Западной Европе — «русской чайной машиной». Если на столе красовался пыхтящий самовар, значит, в доме был достаток и покой.

Прообразом самовара в России считают медный чайник с трубой и решеткой, в котором варили из меда, трав и сушеных ягод русский национальный напиток – сбитень, отсюда название этого устройства – сбитенник. Его конструкция была удобной для кипячения воды, поэтому он быстро вошел в домашний обиход всех слоев общества.

Вопрос об изобретении первого самовара до сих пор остается открытым. На сегодняшний день подлинно известно, что уже в 1730-е годы на Урале производили чайники с ручкой и самовары-кухни в виде глубоких чаш на ножках с трубой в центре. Отличительным признаком самовара-кухни было наличие внутренних перегородок, позволявших не только кипятить воду, но и приготавливать пищу. В каждом внутреннем отсеке отдельно могло вариться блюдо. У самовара-кухни могла быть как общая крышка, так и отдельные для каждого отсека. Конструкция самовара-кухни отличалась высокой функциональностью – ручки и подставка-основание обеспечивали удобство использования и позволяли переставлять такой прибор максимально часто. Самовар-кухня нашел широкое применение в трактирах, чайных, гостиницах, на постоялых дворах и ярмарках. Его брали с собой, отправляясь в длительные поездки.

Приемы изготовления бытовой посуды из меди успешно осваивались на мануфактурах Урала, где к 1760-ым гг. было налажено производство самоваров.

Первая известная самоварная фабрика была основана в Туле, а тульские мастера Иван и Назар Лисицыны были её основателями. Самовары производили из мельхиора, красной и зелёной меди, однако наибольшее распространение получили латунные самовары. С течением времени Тула стала центром самоварной промышленности, а самовар по сей день является символом города. Во второй половине XIX в. Тула занимала одно из первых мест в России по изготовлению самоваров. Появились крупные фабриканты – «самоварные короли» — Ломовы, Баташевы, Воронцовы, Тейле. Без продукции их фабрик не обходилась ни одна выставка, а изображения заслуженных ими медалей отпечатывали при помощи чугунного штемпеля на стенках самоваров, что являлось показателем качества продукции. Форма самовара зависела от моды.

Широко популярны были самовары в форме банки, рюмки, вазы, жёлудя, яйца, шара. Они декорировались петлеобразными и резными ручками, некоторые модели напоминали древнегреческий сосуд, а вазы с ножками в виде львиных лап, добавляли самовару торжественности. Изготавливали и дорожные модели со съемными ножками. Они были прямоугольной, многогранной, кубической формы. Их можно было брать с собой в поход, в путешествие. Емкости самоваров были различными — от стакана до 20 литров. Независимо от формы и размера, самовары были схожи по устройству, а нагревание воды в них происходило за счет горения угля в специальной жаровне, расположенной внутри корпуса с водой.

Изготовление самовара — процесс достаточно трудоемкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщик, который сгибал медные листы и задавал форму, лудильщик, покрывающий внутреннюю поверхность формы тонким слоем олова, токарь, который обтачивал и полировал самовар. Изготовлением ручек и кранов занимался слесарь, а сборщик собирал самовар из отдельных частей. На завершающем этапе мастер-чистильщик, счищал все лишнее и убирал грязь, после чего самовар был готов к продаже. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась в полях.

В фондах Новокузнецкого краеведческого музея хранится около 60 самоваров, среди них самовар-кухня, самовары фабрики братьев Ломовых, Тейле с сыновьями, А. С. Баташева. Также есть самовары, производившиеся в советское время Тульским патронным заводом и объединенной самоварной фабрикой в Туле. Это самовары разных форм, материалов и размеров. Имеется электрический самовар Суксунского самоварного завода.

Самовар «банка» приобрел популярность на рубеже 19 и 20 веков. Внешне эта форма напоминает обыкновенную банку, что дало самовару такое название. Фактически, банка представляет собой гладкий цилиндр. Популярность «банок» была обусловлена их дешевизной и доступностью. Также важную роль сыграли большая емкость и прочность каркаса. Именно такие аппараты на углях ставились в многочисленных трактирах, магазинах и лотках у уличных торговцев на виду у прохожих.

Не менее популярными являлись самовары в форме «рюмки». Корпус такого самовара сужается к основанию, форма напоминает классическую рюмку.

У самовара «яйцо» верхняя часть была намного шире нижней.

Популярность самовара в России на протяжении почти трех сотен лет объясняется тем, что этот металлический агрегат для нагревания воды обрел живую душу, став воплощением гостеприимства и радушия, дружеского общения, задушевных бесед, домашнего покоя и уюта. Укоренившись в жизни русских людей, он стал национальной культурной традицией и нашел отражение в русской живописи, литературе, народном творчестве. Сегодня самовары есть далеко не в каждой семье, их повсеместно заменили электрическими чайниками, однако увидеть разнообразие самоваров, проникнуться атмосферой традиционного русского чаепития можно благодаря музею, который бережно хранит их для демонстрации будущим поколениям.

Назад

Другие коллекции