Земледелие и собирательство в жизни шорцев

В хозяйственной жизни шорцев отдельное место занимало мотыжное лесное земледелие и собирание съедобных корней растений. Земледелие, хотя и приспособленное к суровым условиям горной тайги, не могло полностью обеспечить потребности шорцев в пище, однако, служило значительным подспорьем при охоте на зверя. Ограниченность земледелия и собирательства была обусловлена низким уровнем развития производительных сил у шорцев и слабой технической вооруженностью хозяйства.

Выдающийся миссионер алтайской духовной миссии Василий Вербицкий писал про томских и мрасских шорцев: «Хлебопашеством инородцы занимаются мало и допотопным образом». Это было действительно так. Шорцы расчищали небольшие участки тайги ручным способом. Тайга выжигалась, выкорчевывались пни, и поле обрабатывали для посева мотыгой. Такая мотыга называется «абыл». Она состоит из железного наконечника в виде лопатки, круглой или треугольной формы, насаженной на согнутый под углом черень.

 

Просушка колосьев перед молотьбой

Важность абыла в хозяйстве шорца выражалась в запрете забирать его за долг из имущества должника, и, кроме того, абыл являлся необходимой принадлежностью приданого каждой шорской девушки (в верховьях р. Мрассу). Абыл передавался в наследство по женской линии, что говорит о женском характере шорского мотыжного земледелия.

Обработка пашни абылом представляла крайне трудную и тяжелую работу, особенно при очистке тайги под пашню. Именно поэтому каждый расчищенный участок ценился весьма дорого и находился в частном владении. При отсутствии удобрения расчищенная пашня давала урожай 3 — 4 года, затем истощалась и нужно было выбирать новый участок. На обработку пашни выезжали всей семьей. Шорцы на это время покидали улусы, забирая свой скудный скот и охотничьих собак с собой. В течение месяца семья была занята обработкой пашни. Жили в шалашах или балаганах (временных постройках), покрытых берестой. Такие перекочевки на пашню совершались и на время прополки, и на время уборки хлеба. Описанный способ обработки пашни относится к бедной части населения. Богатые шорцы занимались земледелием так же, как зажиточные русские крестьяне.

Из зерновых культур выращивали преимущественно ячмень. При уборке урожая выдергивали колосья с корнями. Выдернутые колосья очищали от земли, складывали в маленькие пучки, перевязывали.

Мотыга «абыл»

Корни отрубали топором и пучки вешали парами на длинные жерди, укрепленные на козлах, для просушки на солнце. Просушивали и обжигали колосья на костре для того, чтобы обгорели длинные жесткие усы на колосе. Потом колосья обмолачивали, по окончанию обмолота их очищали от костры (жесткой части стебля) на ручной веялке «саргаш», напоминавшей по форме широкий тонкостенный совок из дерева.

Обмолоченные и очищенные зерна обжаривали в жаровне, после чего для приготовления крупы толкли в ступе и для получения поджаренной муки – «талкана» перемалывали на ручной мельнице «тербен». Собранный урожай хранили в амбарах в деревянных ящиках-закромах или в лабазах (деревянных постройках) в берестяных туесах.

Кроме ячменя шорцы выращивали коноплю. Зерно конопли запекали в лепешки, а стебли разделяли руками и зубами на тонкие волокна, сгибали в круг, укладывали в берестяные короба.

Провеивание зерна

Чтобы волокна не путались, их пересыпали ячменной шелухой. Конец одного волокна соединяли с концом другого, а когда короб наполнялся этими тонкими волокнами, шорцы брали большое веретено и скручивали их в нити. Эти нити использовались для производства прочной ткани, из которой изготавливали одежду.

При слаборазвитом мотыжном земледелии растительные пищевые компоненты шорцы компенсировали собирательством. Для таежных шорцев очень важным являлся сбор корней кандыка и сараны, черемши и дикого лука. Орудием для выкапывания корней растений служила корнекопалка «озуп» с изогнутым череном, поперечной перекладиной для ноги и железным наконечником.

Для зимнего хранения корни кандыка слегка разваривали и нанизывали на тонкую деревянную полоску, которую затем сгибали в кольцо и сушили. Клубни высушенного кандыка, пиона или сараны перемалывали в муку и пекли из нее лепешки или варили кашицу, иногда соединяя с талканом.

Массовым был сбор черемши (колбы). Собирали дикий лук и чеснок, борщевик, полевой хвощ, ревень, золотарник, корни пиона. Значительную долю в растительной пище шорцев составляли ягоды, для сбора которых в Сибири применяли заимствованный у русских специальный совок с частыми зубьями на рабочей стороне.

 

Ручная мельница «тербен» из дерева

Для приготовления напитков использовали листья малины и смородины, ветки и ягоды шиповника, белоголовник, гнилую древесину березы, пихтовую кору и др.

Для разного рода плетений, витья веревок и сшивания берестяных изделий заготавливали «саргу» – черемуховую заболонь (следующий слой после коры). Делали это зимой, принося и оттаивая черемуховые прутья. Хранили такой сшивной материал свернутым в кольцо, при использовании заваривали кипятком, что возвращало материалу гибкость и эластичность.

Земледелие и собирательство, хоть и в незначительных объемах, имели существенное значение в жизни шорцев, особенно бедняков. Эти занятия позволяли коренным жителям области пережить голодные времена, обеспечивали необходимыми материалами для производства одежды и домашней утвари.

Сито для просеивания муки

В виртуальной выставке представлены предметы и фотографии из шорской этнографической коллекции Новокузнецкого краеведческого музея.

Назад

Другие выставки