Выставка посвящена 110-летию новокузнецкого художника Бачевского Сергея Антоновича (7.11.1909-03.07.2005)

Художник-график. Родился в городе Моршанске Тамбовской губернии. Учился в Пензенском художественном училище (1929-1930 гг.), Саратовском художественно-промышленном техникуме (1930-1932 гг.). В 1932 г., окончив техникум, С.А. Бачевский прибыл в Кузбасс по путевке Наркомпроса для ведения изоклубной работы. Выдала эту «путёвку в жизнь» сама Надежда Константиновна Крупская (Член Президиума Верховного Совета СССР). В Кузбассе С.А. Бачевский руководил изостудиями Дворца культуры им. Артема в г. Прокопьевске (1936-1937 гг.), Дворца культуры металлургов в г. Сталинске (1937-1941 гг.). Участник выставок с 1931 г., член Союза советских художников (1934-1940 гг.), член Союза художников СССР с 1966 г.

Именно Сергей Антонович Бачевский и его жена, тоже художница, Панна Филипповна, стояли у истоков живописи в нашем городе. Супружескую пару Бачевских называли ещё и кузнецкстроевцами в искусстве. В городе не было ещё ни вокзала, ни площадей, ни театра, ни проспектов. Люди жили в землянках и бараках. Строили Кузнецкий металлургический комбинат, заодно возводили и город. В то время в Новокузнецке (Сталинске) едва насчитывалось три-четыре профессиональных художника, которые практически не занимались свободной творческой деятельностью. Они работали в театрах, в городской газете, вели огромную, непрестанную работу по художественному оформлению строящегося города, готовили праздничные транспаранты и лозунги к разного рода юбилеям и датам, вели занятия в рабочих и детских изостудиях. Бачевский с головой погрузился в эту деятельность. И хотя в то время он был единственным в городе членом Союза советских художников (1934-1940), участие его в выставках свелось к минимуму. От этого времени у него сохранились лишь наброски пейзажей, жанровых сценок, портретные зарисовки и – масса оформленных им театральных афиш и программок. Правда, весьма существенное уточнение – сохранилась и переписка его с бывшими учениками, продолжавшаяся свыше полувека, из которой можно узнать, какое непоколебимое уважение к своему первому учителю сохраняют эти художники – маститые и не очень.

В коллекции художника зарисовки строительства промышленных гигантов, таких как Западно-Сибирский металлургический комбинат, украинский металлургический комбинат «Азовсталь», Саяно-Шушенская гидроэлектростанция. И во всех его произведениях искусствоведы отмечают «спокойный оптимизм» рисунков и акварелей. Работал, в основном, в технике акварели и свободного рисунка в жанре пейзажа и натюрморта, реже — писал маслом. Как художник-акварелист участвовал в республиканских, всесоюзных и региональных выставках.

По словам искусствоведа Татьяны Высоцкой, лично знавшей Сергея Антоновича, его в полном смысле слова можно назвать художником ХХ века. Более 40 лет в качестве художника-оформителя проработал в творческих артелях и мастерских Художественного фонда.

В 2002 г. 93-летнему художнику вручены Диплом Союза художников России и медаль Российской академии художеств — «Достойному». Награжден медалью «За служение Кузбассу» (2004).

Сергей Антонович, прожив почти столетие, умер в 2005 году. И даже в конце жизни, болея, страшно переживал, что нельзя писать его любимые акварели. К слову, художник всегда призывал молодых мастеров: «Идите! Рисуйте город! Художник должен брать мольберт, уходить в городские кварталы и рисовать, рисовать…».

Картины художника представляют серьёзную историческую ценность. И потому хранятся в собраниях Новокузнецкого художественного музея, Кемеровского областного краеведческого музея. В фондах Новокузнецкого краеведческого музея – более 40 картин.

Все работы, представленные в данном обзоре, из фондов Новокузнецкого краеведческого музея.

Назад

Другие выставки