Волшебный мир кино

Старая кинокамера! Это обыденная техника прошлых лет? Ретро-символ такого увлечения как «любительское кино»? Или удивительное устройство, фиксирующие лучшие моменты жизни, отношения, чувства, атмосферу времени и делающее своего владельца в каком-то роде художником, режиссером, оператором?

В преддверии Международного дня кино, который празднуется 28 декабря, предлагаем вам познакомиться с киносъемочными аппаратами времён СССР, хранящимися в фонах нашего музея.

Первый советский киносъемочный аппарат был выпущен в 1941 году. Однако начавшаяся Великая Отечественная война помешала продолжению производства. Спустя 7 лет с конвейера завода «Ленкинап» сошла камера 16С-1 для 16-мм киноплёнки. И только с 1957 года в СССР было начато массовое производство любительских киносъемочных аппаратов, продолжившееся до 1990-х годов.

Киносъемочный аппарат «Лада»

В 1960-е – 1980-е годы на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО) выпускались разные любительские узкопленочные кинокамеры. Расскажем о некоторых из них.

  • «Спорт» — серия первых 8-миллиметровых камер с электроприводом для начинающих любителей и объективом F=10 мм, включающая в себя несколько модификаций.
  • «Лада» — первая советская любительская кинокамера с автоматической установкой диафрагмы и объективом с переменным фокусным расстоянием. «Лада» комплектовалась светофильтрами, масками для комбинированных съёмок и компендиумом для их крепления.
  • «Нева» (первая половина 1960-х годов) — любительские метражные кинокамеры с полуавтоматической установкой экспозиции (селеновый фотоэлемент), с пружинным приводом на 2 метра киноплёнки. В 1960-е годы камеры «Нева» являлись наиболее совершенными любительскими киносъёмочными аппаратами в СССР.
Киносъемочный аппарат «Аврора 215»
  • «Аврора» (вторая половина 1960-х годов) — дальнейшее развитие линейки кинокамер «Спорт», камера с электроприводом. С 1978 года камеры после незначительной модернизации выпускались под наименованием «Аврора-215», «Аврора-217», «Аврора-219».
  • Кинокамеры «ЛОМО-Аврора» отличались низкой ценой, модель «214-215» стоила 145 рублей, «216-217» — 110 рублей, «218-219» — 90 рублей.
  • На Красногорском механическом заводе в 1960-е — 1980-е годы выпускались любительские киносъёмочные аппараты семейства «Кварц». Это широкая линейка 8-миллиметровых камер с объективом F=12,5 мм, одна из которых — «Кварц-2М» стала основой для первой S8 мм кинокамеры «Кварц 1х8С-2» с пружиной, не имеющей аналогов в мире.
Киносъемочный аппарат «Кварц 1*8С-2»
  • Самые первые советские любительские 8-мм кинокамеры «Кама» (1957—1964 годы, по другим сведениям 1958—1962 годы) и «Экран» появилась во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов на Казанском оптико-механическом заводе (КОМЗ). До «Камы» 8-мм киноаппаратура в СССР не производилась и не импортировалась. Продавалась она как отдельно, так и в комплекте с кинопроектором «8П-1».
  • «Экран» (с 1961 года), скорости 8, 16, 24, 48 кадр/сек и покадровая съёмка, автоспуск. Обратная отмотка плёнки для съёмки спецэффектов. Является полностью отечественной разработкой.
  • «Экран-2» (с 1963 года) — модификация первого «Экрана», «Экран-3» (1965—1970 годы) разработана на основе «Экран-2». Конструкция кинокамеры «Экран-3» позволяла использовать её в качестве кинокопировального аппарата для печати фильмокопий.
Киносъемочный аппарат «Кварц-5»
  • Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского (на некоторых кинокамерах обозначался как завод «Точприбор») со второй половины 1950-х по 1980-е годы выпускал 16-мм киносъёмочные камеры, применявшиеся преимущественно в профессиональных целях. Тем не менее, кинокамеры «Киев» и «Альфа» («Альфа-полуавтомат») поступали и в розничную торговую сеть и были доступны кинолюбителям.
  • Удобная и компактная киносъемочная камера «Альфа» (Киев 16) (1976 года) предназначалась для съемок кинофильмов в самых различных условиях на 16-мм киноплёнку с одно или двухсторонней перфорацией, намотанной на бобину емкостью 30 м.. Привод пружинный. Скорости съёмки: 12; 16; 24 и 32 к/сек и покадровая.
Киносъемочный аппарат «Экран-3»

Эпоха развития и повсеместного использования узкопленочных кинокамер закончилась в 90-х годы ХХ века, когда на смену им пришла видеотехника. Под мощным напором современных устройств они ушли в прошлое, сохранившись в экспозициях музеев и частных коллекциях, где бережно хранятся.

Назад

Другие выставки