«Театр в сердце города»
27 марта – дата, пропитанная духом творчества и ожиданием тепла. В этот день мир отмечает Международный день театра — праздник, объединяющий актеров, режиссеров, драматургов и всех, кто любит магию сцены. Этот день – возможность отдать дань уважения театральному искусству. Зрители спешат в театры, чтобы насладиться постановками, а за кулисами царит особая атмосфера — актеры готовятся к выходу на сцену, полные волнения.
Не является исключением и Новокузнецкий драматический театр, который радует своих зрителей уже более 90 лет. Предлагаем познакомиться с предметами из фонда музея, рассказывающими историю этого театра.
Новокузнецкий драматический театр – это не просто культурное учреждение, а живая история города. Основанный в 1933 году, он стал свидетелем и отражением эпох, пережив взлеты и падения, смену художественных стилей и поколений актеров. Здание театра, само по себе архитектурный памятник, хранит атмосферу прошлых лет, а его репертуар всегда отличался смелостью и актуальностью постановок.
В начале своего существования театр располагался на Площади Побед в здании, известном сегодня как Театр металлургов.
Новое здание с колоннами по пр. Металлургов Новокузнецкий драматический театр получил спустя 30 лет после своего появления. В середине 1956 года здесь были вынуты первые кубометры грунта из котлована под фундамент здания театра. Начало строительства сопровождалось большими надеждами. Но вскоре стало ясно, что объект рискует стать долгостроем.
Центр южной столицы Кузбасса сейчас трудно представить без драматического театра. Однако, красивейшего здания новокузнецкой драмы, каким мы его знаем сегодня, могло и не быть… Ведь в 1955 году вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Документ предписывал советской архитектуре «простоту, строгость форм и экономичность решений». Предполагался отказ от нефункциональных архитектурных элементов (башен, эркеров, колоннад, портиков), сложных декоративных техник (лепнина, позолота, мозаика, бронзовое литьё), дорогих облицовочных материалов (мрамор, гранит). И то, что через восемь лет после принятия строгого постановления появилось здание со многими «запрещенными» архитектурными элементами, которое и сейчас украшает город, настоящее чудо.
Точнее – результат подвижнической работы руководства театра и персонально его директора Анатолия Анатольева.
Благодаря его принципиальной позиции Новокузнецк обогатился одной из известнейших достопримечательностей. Он дневал и ночевал на строительной площадке. Вникал в каждую мелочь стройки, его волновало здесь буквально все: от оснащения сценической коробки и актерских грим-уборных до светильников в фойе и дверных ручек. Он сам выбирал красный бархат для обшивки кресел, приобретал необходимые материалы. Его перфекционизм проявлялся во всем, театр получился не просто функциональным сооружением, а настоящим произведением архитектуры, местом, где каждый элемент работает на создание неповторимой атмосферы. Вклад Анатолия Анатольева в культуру города неоценим, а театр навсегда останется памятником его преданности и таланту.
С первых же сезонов театр заявил о себе как о площадке, где ставятся актуальные и значимые произведения. Спектакли по пьесам русских и зарубежных классиков, современных драматургов собирали полные залы. Театр стал местом встреч, дискуссий, площадкой для интеллектуального обмена. Здесь рождались творческие союзы, режиссеры по-новому интерпретировали классику, экспериментировали с формой и содержанием. Спектакли театра становились событиями, обсуждаемыми во всем городе, актеры превращались в кумиров, а режиссеры – во вдохновителей. Театр жил, дышал, рос вместе с городом, отражая в своих постановках его дух и стремления.
В 1935 году событием в жизни города и театра стала постановка пьесы А. С. Пушкина «Борис Годунов». Режиссёром спектакля стал Борис Фердинандов, известный в те годы режиссёр, ученик Александра Таирова.
Выпускник Ленинградского театрального института Алексей Борисович Глаголин ставит спектакли: «Женитьбу Белугина» Александра Островского и Николая Соловьева, «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, «Анну Каренину» Льва Толстого. Все его спектакли были большим событием для театра и города.
В мае 1938 года театру присвоили имя Серго Орджоникидзе.
В 1940 году художественным руководителем стал Марк Давыдович Рахманов. В составе труппы талантливые мастера сцены: Гаврила Глущенко, Анна Фёдорова, Анатолий Анатольев, Рита Риккер, Василий Елыков, Михаил Румянцев.


















В начале Великой Отечественной войны, летом 1941 году по приказу правительства театр был перемещен в город Ленинск-Кузнецкий. Художественным руководителем становится Владимир Фёдорович Торский. Репертуар театра был пронизан патриотизмом. Пьесы о героизме советских солдат, о стойкости тружеников тыла, о любви к Родине вдохновляли зрителей и укрепляли их веру в победу. В Ленинске-Кузнецком актёры придумали новые программы: «Жгучий уголёк» и «Уголь фронту», которые всегда с нетерпением ждали в коллективе шахты имени С. Кирова. 350 тысяч рублей театр внёс в фонды обороны страны. В 1943 году театру исполнилось 10 лет, и коллектив шахты имени С. Кирова не только поздравил театр, но и ходатайствовал о присвоении актёрам звания заслуженных артистов РСФСР.
12 ноября 1944 года драматический театр вернулся в свой родной город.
В 1964 году театр был приглашен в Москву на отчётные гастроли. Показ спектаклей проходил в помещениях Кремлёвского дворца съездов (с 27 по 31 мая) и Московского драматического театра им. А. С. Пушкина (с 1 по 11 июня). На гастролях в Москве театр показал спектакль «Сибирская трилогия», в которую вошли пьесы: «Кузнецкая легенда» Александра Волошина, «Мой человек» и «Гордячка» Тамары Ян, а также спектакли Уильяма Шекспира «Отелло» и «Король Лир».






В течение разных периодов творческой жизни театр всегда стремился отражать острые современные проблемы, добиваться высоких художественных результатов. Развитие театра шло и традиционным, и экспериментальным путями. Достаточно назвать имена режиссёров, чьё творчество оставило незабываемый след в истории театра: это Алексей Глаголин, Иосиф Радун, Юрий Погребничко, Александр Ищенко, Николай Воложанин, Валентин Ткач, Валерий Пашнин, Александр Славутский, Олег Пермяков и др.
В сезоне 1972-1973 годов в театре много спектаклей ставит Меер Гершт. Он был режиссёром камерного театра Александра Таирова в Москве. Наиболее яркие работы «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Стакан воды» Эжена Скриба, «Конец Хитрова рынка» по пьесе Анатолия Безуглова и Юрия Кларова, «Бешеные деньги» Александра Островского.
В 1973 году Новокузнецк посетил В. С. Высоцкий с творческим визитом. Он приехал по приглашению директора Новокузнецкого драматического театра Я. Барацем, чтобы поправить тяжелое финансовое положение театра.
По договору он обязывался подготовить спектакль под названием «Драматическая песня». С 4 по 8 февраля он дал 16 концертов — по 4 концерта в день! Достать билет на его концерт было непросто. В театре был аншлаг.
В последний концертный день 8 февраля Высоцкому была вручена изготовленная металлургами КМК медаль «Выдающемуся певцу и поэту Владимиру Высоцкому от благодарных новокузнечан».




К 30-летию Победы Владимир Незлученко создал спектакль «Соловьиная ночь». В театральном сезоне 1977-1978 годов главный режиссёр Борис Виноградов. Его спектакли «Долгожданный» и «В четырёх километрах от войны» были тепло приняты зрителями.
В 1989 году открылась экспериментальная малая сцена, и Валерий Шапкин ставит немало интересных спектаклей, среди них «Чёрный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили» по пьесе Виктора Коркия, которая десять лет была под цензурным запретом.
В девяностые годы директор театра Олег Павловец. В это время был организован театральный фестиваль спектаклей для детей и юношества «Когда встречаются друзья», а также пятилетний проект обменных гастролей «Кузбасс-Латвия».
С начала 2000-х годов театр активно включается в общероссийский и международный театральный процесс. Участие в фестивалях, гастроли, сотрудничество с известными режиссерами и драматургами расширяют горизонты и приносят признание. Постепенно обновляется труппа, приходят молодые талантливые актёры, привносящие свежие идеи.
Чрезвычайно обширна и значима гастрольная карта новокузнецкого театра: Москва, Санкт-Петербург, Рига, Ташкент, Баку и многие другие города России и ближнего зарубежья.
Участие театра в фестивальном движении России и Сибири неизменно сопровождалось успехом у зрителей, высокой оценкой театроведов и достойными наградами жюри.
И сегодня театр добивается успехов. Эти достижения — результат кропотливой работы всего коллектива, от актёров и режиссёров до художников по костюмам и осветителей. Каждый спектакль, представленный на суд публики, — это плод коллективного творчества, отражение глубокого понимания материала и стремления к художественной выразительности.
Театр не только участвует в фестивалях, но и активно развивает собственную программу, привлекая к сотрудничеству талантливых режиссёров и драматургов. Это позволяет труппе экспериментировать, искать новые формы и подходы, оставаясь верным традициям русского драматического искусства. Зрители Новокузнецка и гости города имеют возможность познакомиться с лучшими образцами современной драматургии и увидеть классические произведения в оригинальной интерпретации.