«Свет в тени: керосиновые лампы»
Свет, излучаемый керосиновыми лампами, олицетворяет надежду и стремление к познанию. Каждая лампа, представленная на выставке — это не просто предмет, а целая история, в которой переплетаются традиции и инновации, устаревшие идеи и современные концепции.
Человечество не стояло на месте, придумывая, как осветить свою жизнь и как безопасно переносить огонь на большие расстояния. Со второй половины XIX-го века и до изобретения карманных фонариков путеводной звездой выступал огонь, пылающий за стеклянными стенками керосиновой лампы. Тёплый огонёк, зовущий на верную дорогу,мог увидеть заблудившийся в лесной чаще путник.
Сегодня мы называем керосиновые лампы «древностью» и «музейными экспонатами», но до изобретения лампы накаливания в 1879 году и, пока не появилось электрическое освещение, они были незаменимым источником освещения. По сравнению с электрической лампочкой керосиновый светильник давал не так много света, но его хватало для выполнения обычных домашних дел. Он также использовался в роли настольной лампы во время работы за письменным столом.
До появления керосиновых ламп были популярны свечи, факелы, а еще раньше – масляные лампы, которые применялись даже в эпоху палеолита. Первые лампы изготавливали из камня, глины, а позднее из различных металлов. Знаменитая лампа Алладина из сборника «Тысяча и одна ночь» — это тоже один из видов масляной лампы. Конструкция их была очень простой: в емкость наливалось масло или животный жир, затем туда помещался фитиль из растительных или искусственных волокон, второй конец которого оставался снаружи и поджигался.
Масляными лампами пользовались в Древнем Риме. Они изготавливались из глины и имели закрытую форму с одним или несколькими носиками для фитиля, а также отверстием, в которое заливалось масло. В некоторых масляных светильниках было несколько отверстий. Богатые римляне могли позволить себе лампы из бронзы, которые имели самые замысловатые формы.
Трудно назвать имя того, кто же оказался первым в создании керосиновой лампы. Можно считать им Абрахама Гестнера, ещё в 1846 году предложившего использовать горение керосина для освещения. В Америке приоритет изобретения керосиновой лампы отдают Бенджамину Силлиману-младшему. В Европе чтут нефтепромышленника Игнация Лукасевича. В бытность помощником аптекаря Лукасевич разработал собственный способ получения керосина и убедился, что его состав, лишенный тяжелых компонентов, при горении не дымил. Взяв в помощь жестянщика Адама Братковски, Игнаций Лукасевич в компании с Яном Зехом соорудил свою конструкцию лампы, состоящую из двух главных частей. Снизу был цилиндрический резервуар из листового железа. Верхний цилиндр имел оконце, закрытое слюдой, и отверстия для притока воздуха. Мощность лампы приблизительно равнялась свету 10-15 свечей. 31 июля 1853 г.в свете лампы Лукасевича прошла операция во львовской больнице. Доктор Заорский, успешно вырезав аппендикс у пациента Владислава Холецкого, отметил, что в свете лампы работать куда легче, чем при свечах. Решив плотно заняться нефтью, Лукасевич переезжает в Горлице (Западная Галиция). Именно здесь керосиновая лампа впервые была задействована в качестве освещения улицы.
Конструкцию Лукасевича тоже начали сразу совершенствовать, пытаясь загнать керосин в уже существующие масляные лампы. Больших успехов здесь добились Шустер и Бэр. С момента, когда конструкция лампы стала безопасной, керосиновые светильники начали широко применяться в жилых и общественных помещениях. Можно сказать, что вторая половина XIX-го века прошла под светом керосиновой лампы.
Кроме яркого света, причиной спроса на керосиновые светильники стали выгодная стоимость изделия и сырья для его работы, а также привлекательный внешний вид. Во второй половине ХIX и начале XX века активно добывалась нефть, в связи с чем керосин можно было купить в аптеке или рынке за копейки. Уже в конце ХIX века создание этого изделия было запущено в массовое производство. Классическими и самыми популярными были лампы из бронзы, значительно реже можно было встретить светильник из серебра или позолоченный.
Со временем над эскизами ламп начали работать профессиональные художники, которые создавали оригинальные дизайнерские модели. Популярность этого приспособления остается актуальной и до сегодняшнего дня. Яркие и оригинальные керосиновые лампы используются для освещения частного сектора и в качестве декоративного элемента для украшения дома.
Возможно, век керосиновой лампы оказался бы короток после появления электричества. Однако, на некоторых производствах не было возможности протянуть электрический провод, например,горные разработки. При опасности скопления горючих газов использовать открытый огонь было нельзя. Поэтому для шахтёров и горняков разработали пожаробезопасную «лампу Дэви». Кремень на храповом механизме высекал искру, и керосиновая лампа своим огоньком помогала ориентироваться в запутанных подземных коридорах.Однако, легко воспламеняющийся бензин не наливается в лампу в жидком виде, резервуар лампы пополняется ватой, которая впитывает в себя бензин, и отдает его постепенно фитилю.
В Германии чаще других употребляется лампа фирмы Вольф. У данной лампы было несколько уровней защиты. Бензиновая горелка с фитилём надёжно изолирована от окружающей среды в стеклянном цилиндре, защищённом металлической сеткой и прочным колпаком с предохранительным каркасом, который фиксировался магнитным затвором. Угасшее пламя можно было зажечь повторно, не открывая лампу, — с помощью специального огнива. Шахтерская лампа Вольфа нашла широкое распространение в России. Шахтеры окрестили ее «Благодетельница», поскольку она спасла тысячи жизней. Лампа Вольфа послужила прототипом предохранительной бензиновой лампы «Свет шахтера», применявшейся вплоть до 70-х годов ХХ века.
Вторую жизнь керосиновой лампе подарило изобретение Джона Х. Ирвина, на которое он получил патент 4 мая 1869 года. Он сконструировал фонарь так, чтобы ветер, обычно гасивший пламя, перенаправлялся, замедлялся, нагревался и шёл на горелку, помогая керосину сгорать. В течение четырёх лет Ирвин совершенствовал конструкцию, добившись максимального увеличения количества кислорода, способствующего горению, что увеличивало яркость света и стабилизировало пламя. Когда элементы электрического питания были достаточно дороги, весь мир пользовался керосиновыми фонарями в ветрозащитном исполнении. Чаще всего их называли «Летучая мышь» по имени фирмы «Fledermaus», чей товар главенствовал на рынке. Потом к названию привыкли и начали тем же словом звать керосиновые лампы других компаний.
Неоценимую помощь керосиновые лампы оказали советским гражданам в тяжёлые дни Великой Отечественной войны. В тёмном, лишённом электричества блокадном Ленинграде из окон светили эти тёплые огоньки. В их свете в землянках писали письма родным, в госпиталях спасали жизни.
Даже сейчас, в XXI веке, керосиновые лампы продолжают выставлять на полки хозяйственных магазинов. Причиной является простота эксплуатации, дешёвое топливо, продолжительность работы до 30 часов при одной заправке и лёгкость ремонта. Яркость света современной керосиновой лампы, если измерять её по старинке, в зависимости от её конструкции равна яркости от 5 до 30 свечей.
Эти незаметные, но значимые источники света стали символом надежды и уюта, освещая путь человеку в самые темные часы.Керосиновые лампы стали неотъемлемой частью быта, нашли отражение в искусстве, вдохновляя художников и писателей на создание произведений, пронизанных магией тихого света.
На выставке представлены экспонаты, отражающие разнообразие стилей и форм этих устройств, от простой функциональности до насыщенного практицизма.
Сегодня мы напоминаем о важности света в нашей жизни — не только физического, но и символического. Пусть всякий раз, когда вы видите мерцание лампы, вы помните о том, как много она могла рассказать о людях, которые ею пользовались.