«(Не)Счастье Достоевского»

170 лет прошло со дня роковой встречи Федора Михайловича Достоевского с Марией Дмитриевной Исаевой в 1854 году. Неизгладимый след в жизни и творчестве великого русского писателя оставила такая желанная, но такая трагичная его первая большая любовь.

В 1849 году Ф. М. Достоевский был осужден по делу петрашевцев и сослан в Сибирь. Четыре года он провел на каторжных работах в Омске, затем в качестве рядового 7-го Сибирского линейного батальона служил в Семипалатинске. Город Кузнецк (ныне Новокузнецк) сыграл немаловажную роль в этой драматичной сибирской истории. Всего 22 дня (в 1856 и 1857 гг.) пробыл в нашем городе Достоевский,  однако это были одни из самых насыщенных, радостных и болезненных страниц в биографии писателя.

В январе-феврале 1854 года перед отъездом из Омска в Семипалатинск Ф.М. Достоевский писал Наталье Дмитриевне Фонвизиной: «Я в каком-то ожидании чего-то; я как будто всё еще болен теперь, и кажется мне, что со мной в скором, очень скором времени должно случиться что-нибудь решительное, что я приближаюсь к кризису всей моей жизни, что я как будто созрел для чего-то и что будет что-нибудь, может быть тихое и ясное, может быть грозное, во всяком случае неизбежное».

2 марта 1854 года Федор Михайлович прибывает в Семипалатинск и вскоре знакомится с Александром Ивановичем Исаевым и его женой.

Статных Н. С. (1948-2019) «Ф. М. Достоевский в Кузнецке», 1980 г. Ватман, литография.

Марии Дмитриевне Исаевой было тогда двадцать девять лет. Семипалатинский друг Достоевского Александр Егорович Врангель так вспоминал об Исаевой: «Довольно красивая блондинка среднего роста, очень худощавая, натура страстная и экзальтированная… Она была начитана, довольно образована, любознательна, добра и необыкновенно жива и впечатлительна».

Однако судьба ее сложилась не лучшим образом: пьяница муж, постоянная бедность, убогая провинциальная, беспросветная жизнь. Появление в  жизни Марии Дмитриевны Федора Достоевского стало для нее радостным событием, между ними сразу возник взаимный интерес и понимание.

Несмотря на явную симпатию к Достоевскому, Исаева не могла ответить взаимностью на его чувства. У Федора Михайловича  же ее помощь вызывала глубокое чувство любви, благодарности и привязанности, наравне с беспредельной преданностью. Достоевский был готов разделить любые страдания вместе с любимой женщиной. Любить для него – умение жертвовать собой в полной мере, способность отдать свою душу и сердце любимому человеку, чтобы разделить вместе с ним все его муки и печали, несмотря на собственные терзания.

В мае 1855 года Ф.М. Достоевскому пришлось расстаться с Марией Дмитриевной. Семья Исаевых переезжает в Кузнецк, в связи с получением А. И. Исаевым нового места службы. Отчаянию Федора Михайловича не было предела. А. Е. Врангель вспоминал: «Сцену разлуки я никогда не забуду. Достоевский рыдал навзрыд, как ребенок…».

Елфимов А. П. (1921-2002) «Изображение М. Д. Исаевой», 1975 г. Холст, масло.

В августе того же года Достоевский получил от Марии Дмитриевны из Кузнецка извещение о смерти ее мужа. Федор Михайлович больше не мог скрывать своей любви и тотчас же предложил Марии Дмитриевне выйти за него замуж. Но Исаева не спешила давать согласие, а лишь отвечала, что не знает, как ей поступить. Достоевский сознавал, что основной преградой их совместной жизни являлось его довольно жалкое социальное положение рядового, лишенного дворянства, бывшего каторжника. Когда 20 ноября 1855 года его произвели в унтер-офицеры, у него появилась надежда на совместное будущее с любимой женщиной.

Тем временем из Кузнецка приходили тревожные вести: Мария Дмитриевна в тоске, одна с 9-летним сыном, больна и поминутно окружена кумушками, которые сватают ей женихов. Все письма Достоевского к А.Е. Врангелю в то время были полны лихорадочного отчаяния: «Я погибну, если потеряю своего ангела; или с ума сойду, или в Иртыш!» (Ф.М. Достоевский – А.Е. Врангелю, 23 марта 1856 г.).

Фомченко А. Ф. (1939-2010) «Воспоминания о Кузнецке, о Марии Исаевой», 1991 г. Холст, темпера.
Бобкин А. А. (1952 г. – н.д.) «Провинциальный Кузнецк. Встреча Достоевского с Исаевой», 1981 г. Ватман, тушь.

В переписке с Достоевским М.Д. Исаева все чаще упоминает о местном учителе, друге покойного мужа, достаточно красивом молодом человеке – Николае Борисовиче Вергунове. И тогда Достоевский решается на отчаянный поступок: получив служебную командировку в Барнаул, он тайно уезжает оттуда в Кузнецк. Это был его первый приезд в наш город, который состоялся в июне 1856 г. Однако писатель попадает в ситуацию, не оправдывающую его ожиданий. Вместо счастливой встречи со своей любовью, он слышит признание Исаевой в том, что она полюбила Вергунова и собирается выйти за него замуж.

Федор Михайлович, рассуждая о возможном браке Марии Дмитриевны с Н. Б. Вергуновым, который был еще беднее его самого, готов принести в жертву собственную любовь ради счастья любимой женщины. Это поразило ее, пробудив в ней нежность, смешанную с жалостью и состраданием к столь преданной любви писателя. «Она вспомнила прошлое, и ее сердце опять обратилось ко мне», – писал Достоевский А. Е. Врангелю 14 июля 1856 года.

Но не успел Федор Михайлович возвратиться в Семипалатинск, как Мария Дмитриевна в письме сообщила ему, что Вергунова она любит все же больше. Убитый горем, съедаемый ревностью, Достоевский все равно жертвует собой ради счастья Исаевой: он хлопочет о пособии Марии Дмитриевне за службу мужа, ходатайствует об определении ее сына в кадетский корпус, беспокоится об устройстве Н. Б. Вергунова на лучшее место.

Захаров Г. П. (1933-1992) «Поиск», 1981 г. Ватман, тушь.

И когда Достоевскому уже казалось, что Мария Дмитриевна потеряна для него навсегда, писателя производят в прапорщики, о чем он ей сообщает. Это ли событие повлияло на изменение решения Исаевой, или же в силу изменчивости характера, но ее чувства к Вергунову заметно поутихли. Узнав об этом, Достоевский вновь поднимает вопрос о браке. В ноябре 1856 года состоялся второй приезд Достоевского в Кузнецк, во время которого он получил согласие Марии Дмитриевны выйти за него замуж.

6 февраля 1857 года, во время своего третьего приезда в Кузнецк, Достоевский ведет Исаеву под венец  в Одигитриевской церкви.

По возвращении из Кузнецка, когда молодожены остановились в Барнауле, у Достоевского на фоне пережитых волнений произошел страшный эпилептический припадок. Ужасающая картина, развернувшаяся на глазах у Марии Дмитриевны, сильно напугала ее. Слова докторов о том, что любой такой припадок может стать смертельным, лишь сильнее напугали женщину. Она начала упрекать мужа за то, что тот скрыл от нее свою болезнь.

Статных Л. Л. (1949-2019) «Мария Дмитриевна», 1991 г. Холст, масло.

Возможно, именно это злосчастное событие и послужило началом темной полосы в отношениях между супругами.

28 июля 1859 года Достоевский получил разрешение на выезд из Сибири, без права проживания в Москве и Петербурге. С этого момента начались многочисленные переезды из одного города в другой, которые нарушали совместную жизнь супругов: лишь изредка они имели подобие общего дома, большую часть времени проживая на разных квартирах, в разных городах.

В 1862 году Достоевский впервые уезжает за границу. Когда в сентябре того же года он вернулся в Россию, он застал свою жену в очень плохом состоянии здоровья. Уже живя в Сибири, Мария Дмитриевна страдала от чахотки, а с переездом в Петербург ее болезнь еще больше усугубилась. С этого момента писатель всячески заботился о своей больной жене, старясь всеми силами облегчить ее страдания. Сначала Достоевский перевез Марию Дмитриевну во Владимир, а в начале ноября 1863 года они уже обосновались в Москве. Он делал все, чтобы облегчить последние месяцы ее жизни. Умирающая Мария Дмитриевна была чрезмерно раздражительна, никого не желала видеть и постоянно требовала к себе внимания. Было ясно, что конец ее близок. Достоевский почти все время проводил за письменным столом, но работалось в такой обстановке ему крайне тяжело.

Статных Л. Л. (1949-2019) «1857 г. Ф.М. Достоевский в Кузнецке. Венчание с М.Д. Исаевой», 1980 г. Холст, масло.

Смерть Марии Дмитриевны была мучительна: 14 апреля 1864 года у нее случился припадок, в ходе которого кровь хлынула горлом и начала заливать грудь. На следующий день ближе к вечеру она умерла.

Через год после смерти своей первой жены писатель признается другу А. Е. Врангелю – единственному свидетелю этой любви:

«О, друг мой, она любила меня беспредельно, я любил ее тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо… Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе.., мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг другу. Это была самая честнейшая, самая благороднейшая и великодушнейшая женщина из всех, которых я знал во всю жизнь. Когда она умерла — я хоть мучился, видя (весь год) как она умирает.., но никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни, когда ее засыпали землею. И вот уже год, а чувство все то же, не уменьшается…» (Ф.М. Достоевский – А.Е. Врангелю, 31 марта 1865 г.).

Образ Марии Дмитриевны, ее непростой и противоречивый характер, угадывается в женских образах романов и повестей Достоевского: Катерина Ивановна Мармеладова, Настасья Филипповна, Наташа Ихменева и др.

Представлена графика и живопись из фондов Новокузнецкого краеведческого музея.

Захаров Г. П. (1933-1992) «Кузнецкий венец», 1982 г. Оргалит, масло.
Назад

Другие выставки