«Не покладая рук, но пачкая их в краске…» (Жизнь и творчество Евгения Семеновича Паршукова)
Цвет можно видеть. Красный, коричневый даже розовый, но цвет надо еще чувствовать. Это задача искусства. Чувство цвета и слух абсолютный – это звучит гордо. Е.С. Паршуков
Евгений Семенович Паршуков родился 4 марта 1928 году в селе Молоково Тюменцевского района Алтайского края. Вместе с семьей переехал в Новокузнецк в 1930 году. Любовь к рисованию зародилась у Евгения Семеновича еще в школьные годы, в изокружке школы № 3 (преподаватель А.А. Сафонов). Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, началась Великая Отечественная война. Евгений Семенович был вынужден пойти работать на шахту «буквально за буханку хлеба». В 1943 году он поступил в мастерскую профкома КМК, где впервые познакомился с профессиональными художниками. В 1944 году Е. Паршуков поступает на второй курс Алма – Атинского театрально-художественного училища. В столице Казахстана Евгений Семенович посещает драматический театр, театр оперы и балета, развивая тем самым свою духовную культуру. После окончания училища в 1949 году его направили в Киевский художественный институт. Во время учебы в институте Евгений Семенович был призван в армию, в которой прослужил 5 лет. Вернувшись в г. Сталинск (ныне г.Новокузнецк), художник сталкивается с суровой реальностью – в приоритете изображение социально значимой, реалистичной правды в искусстве. С 1954 года Паршуков работает учителем рисования в школе № 67, а с 1958 года – в Художественном фонде. Ему была выделена собственная мастерская, преподавание в школе он совмещал с работой в мастерской. Много занимался оформительской работой, участвовал в городских, областных, региональных, всесоюзных, групповых и персональных выставках. Первая выставка состоялась в 1969 году.
Евгений Семенович писал маслом, создавал работы карандашом, но с особым трепетом и любовью относился к акварели, за ее пластичность и мягкость. Живописные работы художника можно узнать по особой технике письма, плотному, насыщенному цвету. Большое внимание автор уделял контрасту. Наиболее часто встречаются работы в жанре городского пейзажа. Евгений Семенович Паршуков изображал известные всем новокузнечанам места, такие как драматический текст, дворец культуры «Алюминщик» и др.
Художник умел видеть красоту, недоступную взгляду обывателя. На его полотнах нашли свое отражение те стороны жизни горожан, которые в обычной жизни не принято считать живописными. Например, улицы города, дворы многоэтажек и д.р.
Т. Высоцкая пишет о его творчестве: «Здания величественны, монументальны, но среда, организованная ими, кажется чужеродной духу новокузнечан, безразличной к их судьбам. Образно говоря, атмосфера этих пейзажей рождает ощущение времени наступления «капитала».
Одна из интереснейших серий работ посвящена зарисовкам горожан, которых он видит на улице и в транспорте. На картинах изображены люди разного возраста. Каждый портрет отражает характер человека, передает определенное настроение. Внимание художника обращено к деталям. Каждый жест руки, поза, живописность одежд, освещение привлекает его внимание. Он все запоминает, а затем изображает, на контрастах, преувеличенно, броско.
На портретах можно увидеть детскую непосредственность и мудрость, присущую старшему поколению.
Особый взгляд у Евгения Семеновича и на молодых людей. Художник изображает их с мобильными телефонами, за увлекательными беседами. Но самое главное в его изображениях – умение передать саму суть молодости.
Работы Евгения Семеновича можно узнать не только по особому колориту, но и по ярким, запоминающимся названиям, которые помогают понять идею картины, при этом оставляя простор для воображения зрителя.
Долгое время Евгений Семенович писал портреты своих коллег и лиц других творческих профессий. Писал по памяти, представлению, передавая сходство через позы, жесты, детали интерьера, привычки, создавая образы-метафоры в гротескной форме. Так, например, художник Виталий Карманов изображен с клоунским носом.
А художник Александр Суслов изображен на фоне звездного неба с двумя летящими кометами.
Петр Рещиков представляется Евгению Семеновичу всадником с палитрой.
Паршуков изображает художника Александра Попова с красным велосипедом, на котором имеется именная гравировка.
Евгением Семеновичем были написаны портреты художников, архитекторов, музыкантов, педагогов и д.р.
Полотна Евгения Семеновича Паршукова отражают судьбы разных людей, их чувства, переживания. Герои Паршукова испытывают настоящую любовь и одиночество, знают, что такое верность и предательство, героизм и трусость.
Евгений Семенович отличался особой требовательностью к себе и своему творчеству. Коллеги, знающие художника лично, отмечали, что он мог переписывать картины по несколько раз, добиваясь нужного эффекта.
Поездки и путешествия отразились на холстах Паршукова изображениями природы, древних стен кремлей и соборов, особым эмоциональным состоянием, которое знакомо каждому человеку, умеющему видеть красоту родного края.
Е.С. Паршуков никогда не состоял в Союзе художников, так как считал, что таланту не нужно подтверждение в виде корочек. Единственное, что определяет талант, – это любовь зрителей. Проведя последнюю персональную выставку, художник передал свои произведения в 2012 году в дар Новокузнецкому краеведческому музею. Сегодня в фондах НКМ хранится более 80-ти работ Е.С. Паршукова.
Евгений Семенович скончался 5 февраля 2016 года. На протяжении всей жизни он отличался удивительной зоркостью и наблюдательностью, чувством творческой свободы, задором, непредсказуемостью, интересом к окружающему миру.
Все работы, представленные в данной статье, из фондов Новокузнецкого краеведческого музея