Кузнецкая матрешка

3 января отмечается День русской матрёшки, которая пользуется всенародной любовью в нашей стране и является одним из её символов. Матрёшка — это добрый подарок для родных и друзей, лучший сувенир для туристов, развивающая игрушка для самых маленьких, уникальный предмет для коллекционирования. Ну и конечно, это предмет культуры русского народа.

Первых матрёшек в нашей стране начали изготавливать более 100 лет назад (в 1890-е годы) в мастерской-магазине «Детское воспитание», где создавали и продавали различные детские игрушки. Владельцем мастерской был Анатолий Иванович Мамонтов – русский издатель и топограф, один из ярких представителей русской купеческой династии. Жена Мамонтова — Мария Александровна, открывшая при магазине «Детское воспитание» столярную художественную мастерскую, внесла весомый вклад в появление матрёшки. По одной из версий, именно она принесла в мастерскую японскую разъемную игрушку с изображением буддийского мудреца Фукураму, которая заинтересовала художника Сергея Васильевича Малютина, создавшего по её подобию матрёшку. По другой версии, художник Малютин сам нашёл похожую на матрёшку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи, и изготовил свой вариант.

Внутри первой русской матрёшки располагались ещё 7 фигурок, которые выточил токарь Василий Петрович Звёздочкин. А Сергей Малютин расписал их в русском стиле. Все 8 фигурок получились разными. В руках первая матрёшка держала черного петуха. Следующая матрешка держала корзинку, третья – серп, четвёртая – миску с едой, пятым был братец, шестая – девочка, держащая за руку ещё одного братца, седьмая матрёшка была с пальцем во рту, а восьмая фигурка была в виде младенца. Все они сохранилась до наших дней и находятся в Музее игрушки имени Н.Д. Бартрама в Сергиевом Посаде.

В 1900 году на Всемирной торгово-промышленной выставке в Париже матрёшка получила бронзовую медаль, как лучшее воплощение идеи сохранения и объединения семьи. После этого началось триумфальное шествие матрёшек по миру. В СССР их производство было налажено почти повсеместно. В каждом регионе матрёшки отличались техникой росписи и сюжетами.

Первая русская матрёшка «Девочка с петухом». Художник С.В. Малютин. Токарь В.П. Звездочкин.

 

30 лет назад на свет появилась кузнецкая матрёшка. Она родилась в непростое время, в 1993 году, практически сразу после распада СССР. В этот период времени в нашей стране закрывались многие предприятия, специализировавшиеся на изготовлении матрёшек, но спрос на них оставался довольно высоким. Кроме того, именно в 1990-е годы на фоне экономических и политических перемен в России произошел всплеск национального самосознания во всех регионах страны, возрос интерес и к так называемому «русскому стилю», к возрождению русских ремесел, к выявлению местных особенностей культуры.

 

В Новокузнецке инициативу возрождения русских народных ремесел поддержала Людмила Ивановна Бендас – искусствовед, организовавшая в нашем городе товарищество мастеров народных промыслов «Творчество». Людмила Ивановна родилась в г. Новокузнецке, окончила факультет истории и теории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Работала старшим научным сотрудником в Новокузнецком художественном музее, преподавателем в Новокузнецком педагогическом институте. Именно Л.И. Бендас решила создать кузнецкую матрешку — «живую», радостную и радующую всех, кто её видит.

Эту идею творчески воплотила талантливая и самобытная художница Маргарита Леонидовна Даутова, вдохнувшая в кузнецкую матрёшку жизнь и чувства, наделившая каждую судьбой и неброской красотой. Маргарита Леонидовна инженер по первому образованию, окончила курсы росписи по дереву ООО «Творчество», работала мастером росписи и преподавателем декоративной росписи по дереву. Упорный творческий труд и недюжинный талант принесли ей успех. Уже в 1994 году Маргарита Даутова стала участницей международной выставки в Москве, а представленная ею 15-иместная матрёшка «Провинциалка» положила начало новому художественному промыслу «Кузнецкая матрёшка».

Вскоре о кузнецкой матрёшке узнали за рубежом, её стали заказывать коллекционеры из разных стран, она стала участвовать в самых престижных международных выставках. Кузнецкую матрёшку узнали и полюбили, глядя на «Кузнечанку», люди улыбались. Да и матрёшка, глядя на людей, улыбалась им в ответ, а вместе с ней улыбались все пять, семь или десять таких же спрятанных внутри неё кукол.

Маргарита Даутова так описывала кузнецкую матрёшку: «Наша матрёшка  — это «не дородная купчиха, не столичная красавица, а искренняя, живая, добрая женщина, бабеночка даже, «провинциалка».

Отойдя от образа статичной (неподвижной) куклы, Маргарита Даутова начала писать матрёшку по-особенному. Так появился наклон головы, движения рук и эмоции на лице кузнецкой матрёшки. Открытый Даутавой образ, характер, специфическая манера письма, которую не спутаешь ни с какой другой росписью, положили начало целой художественной школе. В традиционной матрёшке главную роль играет декор, чистый цвет при статичном лице и руках. В кузнецкой матрёшке на первый план выходит лицо с его многообразной гаммой чувств, а ручки, словно подыгрывают изменениям выражения лица. Цветовая гамма, наоборот, очень сдержанная (использование полутонов и оттенков, двойного мазка и растяжки цвета способствуют более тонкому раскрытию образа). Своеобразно обыгран фартук — с видами города, текстами песенок, потешек, лубочных картинок. При выполнении «сюжетных фартуков» верхняя часть матрешки как бы уходит на второй план, становится более статичной, и лишь легкое изменение оттенков не дает совсем уйти одушевленности из образа.

Маргарита Даутова не только выдающийся мастер, но и замечательный педагог, воспитавший талантливых художников-матрёшечников. Одной из первых ее учениц была Надежда Петровна Свиридова (в прошлом инженер-проектировщик), прошедшая путь от ученицы до главного художника ООО «Творчество». Ею не только были созданы оригинальные образцы матрешек и обучены новые исполнители, но и внесен неоценимый вклад в развитие кузнецкой матрёшки.

Наша матрёшка изображает людей разного возраста — от младенца до старика, и каждый из её героев имеет свой характер, у каждого свой наклон головы, подвижные ручки, ротик, веснушки. В некоторых куклах даже узнаются черты авторов. Маргарита Леонидовна Даутова отмечала, что её матрёшка похожа на человека, которого можно открывать для себя до бесконечности.

Всего ею было создано 5 видов кузнецкой матрёшки:

  1. матрёшка-сувенир с изображением пейзажей или архитектурных памятников, достопримечательностей;
  2. матрёшка-книжка, когда каждая из вынимаемых кукол сопровождается написанным на ней текстом;
  3. матрёшка-семья, изображающая её членов;
  4. матрёшка-коробейник или матрешка-укладка, внутри которой скрывается целый мир маленьких неразъемных игрушек
  5. матрёшка-образ.

В процессе создания кузнецкой матрёшки были и сложности. Формы (деревянные заготовки) в 1990-е годы в Новокузнецке не изготавливали, их приходилось заказывать в других регионах России. Например, привозили формы из Нижегородской и Московской областей. Но, несмотря на это, за два десятка лет Маргарита Леонидовна разработала и расписала более 800 матрешек, а всего ею было создано более 6000 кукол.

В настоящее время кузнецкая матрёшка присутствует в коллекциях практически всех сибирских музеев и в Музее русской матрёшки в Москве. Конечно же, она имеется и в коллекции Новокузнецкого краеведческого музея. На сегодняшний день в фонде НКМ хранится более 60 кузнецких матрёшек.

 

 

 

 

 

Многие из этих великолепных образцов, представленные вашему вниманию в рамках выставки, были подарены нашему музею Людмилой Ивановной Бендас.

Людмила Ивановна Бендас
Назад

Другие выставки