Главный землекоп

Выставка приурочена ко
Дню строителя и  посвящена
инженеру-строителю
Виктору Николаевичу Ушатину.

Виктор Николаевич Ушатин внес огромный вклад в строительство Кузнецкого металлургического комбината. Он курировал строительство моста, соединяющего Кузнецкий район с Центральным. Под его руководством были проложены все асфальтовые и железные дороги на КМК и частично по городу. Виктор Иванович участвовал в строительстве Западно-Сибирского металлургического комбината.
В.Н. Ушатин родился в 1895 году в г. Елец Орловской области (ныне Липецкая область). Судьба распорядилась так, что Виктору Николаевичу не пришлось жить и работать на одном месте. После революционных событий, он трудился в восстановительном отряде – ремонтировал разрушенные мосты. В 1922 году окончил Московский институт инженеров путей сообщения и уехал на стройку на Урал. Затем новые стройки Ленинграда, Закавказья, а в 1929 году — Турксиб.
Виктор Николаевич Ушатин
 Энергичному, смелому инженеру поручили сложнейший объект – Илийский участок дороги – 120 км. Получив колоссальный опыт руководителя в строительстве, Виктор Николаевич отправился на грандиозную Всесоюзную стройку, на строительство гиганта черной металлургии – Кузнецкого металлургического комбината.
А началось всё так: в середине 1930 года в Москве В.Н. Ушатина, отозванного со строительства Турксиба, встретил сам Иван Павлович Бардин. На этой встрече Бардин предложил возглавить формирующийся отдел механизации Кузнецкстроя. Ушатин попытался отказаться, ссылаясь на то, что семья устала жить кочевой жизнью…. На что И.П. Бардин сказал: «Вот такие проверенные люди нам и нужны. Знакомься с объемом работ, сметой и в путь!». В общем, выбора у Виктора Николаевича не было. Ушатин сел в поезд и через несколько дней прибыл на Кузнецкстрой. Здесь состоялся разговор с С.М. Франкфуртом. Сергей Миронович предложил познакомиться с объемами работ и тщательно продумать организацию предстоящей работы. В его ведении были экскаваторы, паровозы, краны, мастерские, а в подчинении находилось до полутора тысяч человек. Сначала техники было не густо, а когда количество машин на стройке прибавилось, Ушатину поручили руководить еще одним участком – «Земжелдорстроем». Тогда пришлось руководить не только техникой, но и строить подземные коммуникации, заводской тоннель, водозаборы, шоссейные и железные дороги. Тогда и прозвали Ушатина «главным землекопом». К слову о подземных коммуникациях, — через тридцать лет добрым словом вспоминали строители 1960-х годов Виктора Николаевича. В это время тресту строителей Сталинскпромстрой было поручено задание – реконструировать на КМК подземные коммуникации. Все, кто открывал траншеи, были удивлены: трассы ливневой и фекальной канализации сооружены из железобетонных труб! Оказалось, что почти все трубопроводы находятся в хорошем состоянии.

С особым блеском развернулся талант В.Н. Ушатина при возведении первого коммунального моста через Томь, соединившего левый берег (Центральный район) с Кузнецким районом.

В то время это был один из крупнейших мостов в Западной Сибири. Он начал строиться под руководством В.Н. Ушатина в 1934 г. Строительство было завершено в 1936 г. Длина моста 432 м, ширина проезжей части 6 м. Мост был клепаный, прочный. Однако по доносу в органы НКВД сообщили, что мост построен вредительски, и он вот-вот рухнет. Ушатина арестовали, завели на него дело, дали заключение о ненадежности конструкций моста.

На суде Ушатин заявил, что если мост упадет, то он готов к расстрелу. Засудили мостостроителя почти на 20 лет, в лагерях он работал прорабом, начальником строительных работ, главным инженером крупной стройки. В 1956 г. его полностью реабилитировали.

Виктор Николаевич вернулся в Новокузнецк. Его назначили начальником 10-го строительного управления треста «Кузнецкпромстрой». Вместе с коллективом он строил 7-ую и 8-ую коксовые батареи на КМК, Кузнецкую комсомольскую доменную печь, реконструировал железнодорожный узел доменного цеха, участвовал в строительстве Западно-Сибирского металлургического комбината.
За свои заслуги в строительстве В.Н. Ушатин был удостоен различных наград, отмечен грамотами, благодарственными письмами.

С выходом на пенсию работал в общественной приемной газеты «Кузнецкий рабочий». Помимо представленных документов в Новокузнецком краеведческом музее хранится накомарник, в котором работал В.Н. Ушатин, будучи репрессированным.
Назад

Другие выставки