Атрибуты свадебной обрядности телеутов

Свадебная обрядность малочисленных народов России привлекает внимание исследователей, краеведов, любителей истории. В этнографической коллекции Новокузнецкого краеведческого музея имеются атрибуты, использующиеся в период празднования свадьбы у телеутов – коренного малочисленного народа Кемеровской области.

Брак телеутов заключался двумя путями: по обоюдному согласию обеих сторон после сватовства и умыканием. Второе допускалось в случае, если невеста уже была просватана, но не хотела ждать установленного дня свадьбы, либо если невеста хотела выйти замуж за любимого человека вопреки воли родителей. Но, в основном, брак заключался с согласия родителей.

Празднование свадьбы проходило несколько дней и включало в себя ряд этапов. Первым проводилось сватовство в улусе невесты, в ходе которого родители невесты давали согласие на брак. Через несколько дней там же проводили сговор. Он состоял из ряда обрядовых действий, именно в этот период проводили переговоры о калыме. Если обе стороны были согласны с размером выкупа, невесту уводили и наряжали в свадебный костюм, состоящий из рубахи «кунек», украшенной нагрудником «тошток» и праздничного халата «чиймек».

Жениха, как нового члена семьи, представляли родовому «Ульгеню» (верховному небесному божеству) и домашним духам – покровителям «эмегендерам». После появлении невесты в свадебном костюме совершали специальное благопожелание «алкыш»

После пребывания в доме невесты сговоренные уезжали в дом жениха. Здесь происходило знакомство родни, хождение по домам и угощение друг друга. Поздним вечером, когда родственники разъезжались по улусам, родственницы жениха расплетали невесте ее 5-7 кос и заплетали 2, которые опускали на грудь под воротник платья. Девичье накосное украшение «чач пууш», которое носила незамужняя девушка, раздавалось по частям маленьким девочкам, а уже замужняя женщина носила только накосник «тана», изготовленный из серебра и инкрустированный камнями-самоцветами.

Проводили на свадьбе обряд «моргуду», («моргу» — поклон). После заплетения кос невесте трое молодых парней: племянник жениха, младший племянник невесты, младший или двоюродный брат жениха, накрывались покрывалом «кожого», декорированным отрезками ткани. За их спинами вставали невеста со свахой. Вся группа подходила к «алкышчи» (читающему блогословение), который сидел у печи в доме напротив шестка, где были укреплены три глиняных конусовидных очажка «очок».

Глинянный очажок "очок"

Хозяином очагов считался «урум хан», живущий на пути к главному божеству огня, среди камней, из которых добывается огонь. В отверстие в вершине «очок» наливали масло и вставляли гусиное перо и березовую веточку, с двумя привязанными лентами белого и красного цвета. «Алкышчы» читал особый текст обращения к матери огня и кропил коровьим маслом на огонь в печи, поверх «очок». Стоящие под «кожого» и около очажков троекратно кланялись огню в сторону отверстия печи, и шли на улицу к другому «алкышчи» находящемуся около березок «сомдор», поставленных в честь родовых духов — покровителей. «алкышчи» кропил вином березки.

На второй и третий день свадьбы и в доме жениха и в доме невесты угощали родственников. В третий день в доме жениха молодые парни и девушки готовили пельмени. Все родственники жениха и невесты после угощения ходили по другим домам, а поздно вечером разъезжались по своим улусам. Обычно третий день свадьбы был последним, но некоторые свадьбы могли длиться неделю, пока не съедалась вся заготовленная еда.

Символом семейного счастья был «йайык» – заячья шкурка, подвешенная после свадьбы перед домом на жерди.

В настоящее время традиционная свадьба телеутами празднуется редко. Предметы, связанные с обрядностью этого народа сохранены в Новокузнецком краеведческом музее, где можно узнать об обычаях и интересных традициях телеутов.

рис. К.А.Евреинова "кропление березкам"
Назад

Другие выставки