Женская национальная одежда телеутов в фондах Новокузнецкого краеведческого музея

Среди экспонатов этнографической коллекции Новокузнецкого краеведческого музея есть интересные образцы женской одежды коренного народа Кемеровской области — телеутов. Создание костюма и его отдельных элементов всегда занимало и занимает отдельное место среди традиционных женских ремесел телеутов. Ведь именно костюм отражает традиции, обычаи, мировоззрение этого народа. К сожалению, со временем традиции трансформируются и утрачиваются в социокультурной среде, поэтому собранная в музее коллекция представляет особенный интерес для изучения этнографами и краеведами. Основой женского костюмного комплекса телеутов является рубаха туникообразного кроя- «кунек».

Будничные рубахи изготавливали из ситца, сатина ярких расцветок, а праздничные — из китайских шелковых тканей и парчи. Крой рубахи был прост: за основу брали прямоугольный отрезок ткани, его сгибали пополам, вырезали горловину и пазушный разрез, изнутри, на уровне груди, пришивалась подоплека – подкладка рубахи от плеч до середины спины. А снаружи — рукава, в виде прямоугольных отрезков ткани, согнутой пополам. Ниже рукава, к основе пришивались клинья, расширяющие рубаху, между клиньями и рукавом располагалась ластовица. Подол и обшлаг рукавов заканчивался широкой полосой ткани.

Рубаха "кунек"

Обязательный элемент декора рубахи — воротник «тяка/чака», пришитый к округлой горловине рубахи. Он изготавливался на полоске сукна с берестяной подложкой, на которую пришивались ромбики «акча». Вдоль края воротника располагался перевитый шнур. В коллекции нашего музея имеются воротники, украшенные ромбиками «акча», вышитые нитью золотого цвета и шелковыми цветными нитками. Все воротники выполняли функцию оберега (прямоугольник, круг и крест символизируют солнце), поэтому воротники, как и пуговицы, берегли, нередко отпарывали со старой одежды и перешивали на новую. Рубаха замужней женщины дополнительно украшалась нагрудником — «тöштöк».

Он тоже нес в себе функцию оберега. Его элементы декора – прямоугольные «акча» и сферические пуговицы «топчи» отражали мотивы небесных светил – луны и солнца. Вертикальный разрез нагрудника совпадал с прямым пазушным разрезом рубахи-платья и имел такую же, как на рубахе, застежку из шелкового шнура с одной стороны, и сферические декоративные пуговицы – с другой. Нижняя часть этого украшения завершалась равнобедренным треугольником или полукругом.

Поверх праздничной рубахи надевали халат — «чиймек», его раскраивали из широкого отреза ткани. Использовали шелк, атлас, саржу – для лицевой стороны, хлопчатобумажную ткань – для подкладки. Главным украшением праздничного халата служил накладной воротник прямоугольной формы, концы которого имели косой срез. Верхняя часть воротника выкраивалась из сукна или драпа красного, синего или зеленого цветов. Хлопчатобумажная однотонная или цветная подкладка кроилась с учетом того, что ее края подгибались под прокладку с изнаночной стороны. Прокладка была из бересты или картона. На лицевой стороне по всей длине воротника нашивался золотой галун, который окаймлял черный шнур, перевитый нитью золотого цвета. Концы воротника украшали цветными шелковыми кистями ярких цветов, преимущественно желтого и красного. Место соединения кистей и концов воротника отмечалось узлом, он символизировал цикличность мирозданья и удачу.

Халат "чиймек"

Существовал у телеутов и легкий кафтан с подкладкой из хлопчатобумажной ткани — «телен», который надевали поверх рубахи не только женщины, но и мужчины. С изнанки стоячий воротник, манжеты, края полок, подол подшивали черным сатином. Полки и воротник декорировались красным шелковым шнуром. С левой стороны из такого же шнура пришивались воздушные петли для застегивания на сферические пуговицы из серебра или других материалов. Похожие пуговицы пришивались к краю воротника. Вдоль края воротник декорировался пунктирными стежками из шелковых ярких ниток.

Для прохладного времени года шили распашной халат — «сырмал». Его лицевая сторона выкраивалась из сатина или атласа черного цвета, а подкладка – из хлопчатобумажной ткани. Между ними укладывалась прокладка из войлока, вручную прошитая стежками. При этом на лицевой стороне халата из стежков образовывался декоративный узор. Рукав халата – втачной, широкий, слегка суженный к обшлагам. Воротник накладной, из темного бархата, со скругленными углами, пришитый к краям полок и украшенный вдоль наружного края красным шелковым шнуром. По левой полке отделка шнуром выполнялась также по краю борта ниже воротника. Темным бархатом украшали и обшлага рукавов. Халат не имел застежки, а запахивался на левую сторону и подпоясывался ярким поясом — «кур».

Поясом «кур» подпоясывалась практически вся верхняя одежда, этот предмет одежды выполнял функцию оберега. Завязанный пояс олицетворял окружность и защищал человека от злых духов. Декор пояса составляли цветные продольные полосы различной ширины и разных цветов, пояса изготавливали вручную, на специальном ткацком станке и без него. Занимались телеутские женщины и шитьем обуви из кожи. Она была разных видов. Одним из них являются калоши из кожи — « чарык ». Их изготавливали из заранее подготовленных выкроек и сшивали при помощи деревянного лекала.

Калоши "чарык"
Назад

Другие выставки