• Главная
  • О музее
    • История музея
    • Партнеры
    • Филиал
    • Дарители
    • Коллектив музея
    • Структура музея
    • Наш учредитель
    • Информация о материально-техническом обеспечении
  • Посетителям
    • Как нас найти
    • Заказать экскурсию
    • Программы музейных занятий
    • Прейскурант на платные услуги
    • Административный регламент
    • "Особым" посетителям
    • Кузбасс - к юбилею Победы 75
    • Правила посещения
  • Коллекции
    • Тематические коллекции
      • Коллекция медного литья
      • Коллекция корнепластики
      • Коллекция бумажных денежных знаков
      • Археологические материалы с поселения Камчатка 2, 1985 год
      • Палеонтологическая коллекция
      • Могильник близ с. Кондрашки
      • Археологические материалы с поселения Луговушка
      • Книги о блокаде Ленинграда
      • Археологические материалы с курганной группы Тарасово, 1961 год
      • Археологические материалы с поселения Куртуково 1, 1988 год Коллекция 6851/1-31
      • Археологические материалы с Есаульской курганной группы
      • Археологические материалы с городища Маяк, 1990 год
      • Археологические материалы с поселения Ильинка-V, 1986 год
      • Коллекция икон
      • Коллекция геологии
      • Подарки Губернатору
      • Археологические материалы с поселения Сыскина, 1986 год
      • Подарки главы Новокузнецка
      • Маслов Михаил Михайлович - композитор, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
      • Графические работы Павла Федотовича Киселева в фондах Новокузнецкого краеведческого музея
      • Кузнецкая матрешка
      • Пушки над городом
    • Мемориальные фонды
    • Архивы
    • Госкаталог
  • Выставки
    • Виртуальные выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Предметные выставки
    • Виртуальный музей истории транспорта г. Новокузнецка
  • Фильмотека
    • Фильмы о музее
    • Документальные фильмы
    • Видеосюжеты
  • Документы
    • Текущие документы
    • Учредительные документы
  • Публикации
    • Материалы круглого стола
  • Книга отзывов
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
  • 1.jpg
  • 2.jpg
  • 3.jpg
  • 4.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
  • 7.jpg
  • 8.jpg
  • 9.jpg
  • 10.jpg

«Девка прядет, а Бог ей нитку даёт»

(Инструменты для прядения из фондов Новокузнецкого краеведческого музея)

 Наступление осени на Руси знаменовалось не только завершением сельскохозяйственных работ, сбором урожая, но и началом веселых зимних засидок. В это время девушки собирались вместе, пели песни и под свет лучины занимались прядением.

На Руси обучать прядению девочек начинали уже с 5-6 лет, и к моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство, становясь искусными пряхами, что, по народным представлениям, вело к счастливому замужеству. Существовали поверья и обряды, связанные с прядением: девушки пряли «благовещенскую» или «четверговую» нить с приговором о суженом, молились о даровании умения «прясть, ткать и узоры брать», то есть готовить себе приданое.

Древнейшим инструментом для прядения является веретено – ручное орудие для наматывания нитей. Русское слово «веретено» во всех родственных языках означает «нечто вращающееся». Веретено представляет собой деревянную точеную палочку с оттянутым острием на верхнем конце и утолщенным нижним концом. Постепенно вытягивая волокна из мотка кудели, пряха накручивала их на вращающееся веретено и получала нить. Скрученная нить подматывалась на веретено и захлестывалась петелькой на его верхнем конце, чтобы не разматывалась и не соскакивала. Чем меньше и тоньше веретено, тем тоньше нить на нём можно прясть.

Веретена имели разнообразный внешний вид, их длина могла варьироваться от 20 до 80 см.






(веретена из фондов НКМ)

Обязательной вещью для каждой рукодельницы являлась прялка – донце, которая могла быть цельной и составной. К вертикальной части прялки крепили кудель, а на горизонтальную боком на донце садилась пряха.





(прялки-донце из фондов НКМ)

Усовершенствование процесса прядения привело к изобретению простейшего механизма – ручной прялки. Это низкий станок с колесом на горизонтальной оси, которое приводилось в движение благодаря рукояти. Приводной шнур от колеса шел на шкив, надетый на горизонтальное веретено, приводя его в движение, нить направлялась рукой мастерицы.


(ручная прялка)

Общеизвестный тип самопрялки появился в 1530 году, когда Иоганн Юргенс - каменотес из Германии вместо руки попробовал приводить в движение колесо с помощью подножки. Это был простой тип самопрялки с одним шнуром. Несколько позже появились самопрялки с двойной передачей, где веретено с рогулькой получало движение независимо от катушки. Использовали такие самопрялки вплоть до XVIII в. на мануфактурах Европы.


(самопрялка-стояк)

Самопрялка горизонтального типа (лежак) отличалась от вертикальной самопрялки, усовершенствованной И. Юргенсом. Хотя принцип их работы был одинаков, они отличались по внешнему виду: у стояка прядильный прибор расположен над колесом, а у лежака сбоку от него.

(самопрялка-лежак)

В Россию самопрялка – стояк была завезена из-за границы, поэтому ее называли «голландкой», «шведкой», «немкой». Такие самопрялки вошли в употребление в XVIII в. Самопрялки горизонтального типа считались более древними и назывались «русскими», так как были изобретены в России еще в XV в. (точная дата изобретения неизвестна).

Оба типа самопрялок были распространены в России начиная с XVIII в., но в большинстве губерний использовали самопрялки - стояки.

Самопрялки старались сделать изящными, над их изготовлением трудились мастера «пряшники», которые работали как на заказ, так и на продажу. Делали самопрялки из березы, липы, ольхи, осины.

Механизация процесса прядения заключалась в том, что при прядении на самопрялке кручение и наматывание нити происходило непрерывно, в отличие от прядения с помощью веретена, где эти процессы чередуются.







(Самопрялки из фондов НКМ)

Для перемотки полученных в ходе прядения на самопрялке нитей использовали скально, это было необходимо для дальнейшего ткачества. При этом мастерица крутила колесо, приводя в движение заостренный конец, на который была надета цевка – катушка для ниток. После этого цевка вставлялась в уток для ткацкого станка. Кроме этого, с помощью скально нити из нескольких скали (скручивали, свивали) в одну. Так могли соединять нити одного вида и разные, например, льняную с шерстяной.



(Скально из фондов НКМ)

Прядение являлось одним из главных женских занятий на Руси. Им занимались, начиная с сентября-октября и заканчивая масленицей, вплоть до начала XX в. После установления Советской власти и образования колхозов прядение пошло на убыль и сошло на нет. На сегодняшний день технология прядения веретеном и на самопрялке сохранена, но в повседневной жизни используется очень редко, в основном, при презентации традиционных ремесел русского народа. На смену ручным и механическим самопрялкам, которые теперь можно увидеть только в музее, пришли электропрялки, существенно облегчающие процесс изготовления нитей.

Яндекс.Метрика Новокузнецкий краеведческий музей.